Фотоаппарат вместо сканера – гибридный фотографический процесс

18 мая 2020

Недавно писал, как мне потребовалось срочно отсканировать несколько слайдов, но не удалось подключить сканер из-за отсутствия переходника и я их переснял на цифровую камеру. Правда пришлось повозиться. Результат мне понравился и я решил исследовать, а как с этим обстоят дела в мире. И мир открыл мне много удивительного и вдохновляющего. 

Оказывается, одни талантливые ребята разрабатывают удобные приспособления для пересъемки пленок, другие пишут специальный софт для правильного преобразования негатива в позитив.

Так как до сих пор не смог полюбить цифру больше чем пленку, задумываюсь о гибридном процессе – пленка -> оцифровка -> цифровая печать. Кайф пленки в её «ламповости», неповторимом рисунке зерна. Кайф цифровой печати в предсказуемости и управляемости, невероятной гибкости и вариативности, огромном выборе разнообразных бумаг. На мой взгляд качественный цифровой отпечаток на архивной хлопковой бумаг 350 г/кв.м выглядит намного эффектнее отпечатка на бром-серебряной фотобумаге, да я и не знаю, существует ли на свете хлопковая фотобумага такой толщины, разве что самому её изготовить:-)

Вот ещё что – если всё делать самому, то процесс пересъемки негатива на цифру занимает гораздо меньше времени нежели сканирование. А качество сравнимое. Сравнивал кадр, сканированный на сканере Imacon, лучшем из современных сканеров и тот же кадр, переснятый на Olympus E‑M5 Mark II с объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 60mm F2.8 Macro. Стоит отметить, что сравнение не совсем корректное, потому что сканировал профессиональный оператор в лаборатории Фотолаб, а я пересъемку делал наспех, для этого поста, не использовал никаких спец приспособлений, просто положил негатив на экран айпада, поставил фотоаппарат с макро-объективом на штатив, навел на резкость и снял. Были и паразитные помехи от дневного света из окна и, возможно, не выставил полную параллельность камеры и пленки. Однако принципиальной разницы между сканом и снимком не заметил. 

У меня есть сканер Nikon Coolscan 4000, но я его не люблю. Проблема в том, что если пленка слегка выгнута, а это бывает в 99,8% случаев, то невозможно добиться резкости по зерну на всей поверхности кадра. В драйвере сканера можно навести на резкость на любом участке кадра, но глубина резкости датчика настолько мала, что если другой участок выйдет на микрон из зоны резкости, то зерна мы не увидим. Получается, что, к примеру, половина кадра имеет четкое зерно, а другая расплывчатое. Так что узкоплёночные никоновские сканеры годятся лишь для нетребовательных ребят. Для справедливости отмечу, что Imacon лишен подобного недостатка. Чтобы было понятно, о каком зерне речь, посмотрите на это, красота же:

Фрагмент переснятого чернобелого негатива. Советская военная аэрофотопленка Тип-17, 35 мм, 400 ISO, производства казанского завода «Тасма»
Фрагмент переснятого чернобелого негатива. Советская военная аэрофотопленка Тип-17, 35 мм, 400 ISO, производства казанского завода «Тасма»

Для обращения негатива в позитив скачал Negative Lab Pro – плагин для Adobe Lightroom Classic. Кстати, не пытайтесь обращать другими способами – это дикий трудно управляемый геморрой. Можно, конечно, но почему-то у ребят, написавших плагин, получается лучше и быстрее. Плагин не дешевый  – 99 баксов, но, уверен, стоит этих денег. 

Сегодняшний день посвятил исследованию вопроса и составил список необходимых для пересъемки инструментов. Что и за сколько нужно докупить для полного счастья.

© Negative Supply LLC
© Negative Supply LLC

Купить 

  1. Комплексная система Negative Supply – 1499$. Хотя можно начать с Film Carrier MK1 – 329$
  2. Если начинать с Film Carrier MK1, то потребуется световая панель, что-то вроде этой Negative Supply Light Source Basic – 79$. (вот здесь подробнее про эту штуку)
  3. Плагин для Adobe Lightroom Classic – Negative Lab Pro – 99$

Итого, для начала гибридного фотографического творчества мне нужно накопить 507$ и наверное сколько-то потребуется на пересылку, ну, значит, где-то в районе 600$. Начинаю откладывать:-)

борис юхананов (12)iphone 11 pro max (9)электротеатр (9)apple (8)nft (8)видео (8)фотовыставки (8)театральная фотография (7)мемуары (6)полезные советы (6)iphone 12 pro max (5)день рождения (5)полезные приложения (5)cryptoart (4)in memoriam (4)выставки (4)дизайн книг (4)работа (4)iphone (3)macbook pro 16 (3)вычислительная фотография (3)московский дом фотографии (3)обзоры (3)поэзия (3)сын (3)таро (3)тесты (3)3d (2)google (2)ipad pro (2)olympus (2)photographer.ru (2)аксессуары (2)александр викторов (2)дина щедринская (2)идеи (2)интервью (2)искусство (2)маркетплейс (2)негативы (2)октавия (2)полезные сайты (2)сайты фотографов (2)сергей чиликов (2)сканирование (2)современное искусство (2)театр (2)фотокниги (2)adobe lightroom (1)cosmoscow (1)iphone x (1)opensea (1)seo (1)александр башлачев (1)андрей бартенев (1)аптекарский огород (1)аукционы (1)борис михайлов (1)бэкап (1)вернисаж (1)вернисажи (1)виталий кальпиди (1)вопросы (1)высокие технологии (1)выставка (1)гараж (1)генеративное искусство (1)георгий пинхасов (1)головоломки (1)данила ткаченко (1)дочь (1)игорь мухин (1)игорь самолёт (1)иллюстрации (1)искусственный интеллект (1)как сделать (1)калибровка экрана (1)кладбище (1)коллаж (1)коллекционирование (1)конструктор сайтов-портфолио (1)копирайтинг (1)культура (1)мамм (1)мода и стиль в фотографии (1)мудрость (1)нумерология (1)обложки (1)ольга свиблова (1)пиноккио (1)подарки (1)пожертвования (1)поисковая оптимизация (1)продажи (1)проекты (1)проявка raw (1)рефлексия (1)с новым годом (1)селфи (1)сервисы (1)современная фотографиия (1)сон (1)статистика (1)фотобукмаркет (1)харьковская школа фотографии (1)цитаты (1)эхо москвы (1)
Подпишитесь на рассылку
И я буду отправлять вам анонсы новых публикаций. Пишу редко, не заспамлю:-)
Спасибо, Ваш email записан.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы успешно отписались от рассылки обновлений этого блога