Вначале был сканер

10 февраля 2020
Самодельная приставка для пересъемки слайдов и негативов
Самодельная приставка для пересъемки слайдов и негативов

Цифровая эпоха в фотографии начиналась со сканеров. Цифровые фотоаппараты были намного дороже, тяжелее, медленнее аналоговых собратьев. Поэтому связка пленочного Никона с пленочным сканером этой же фирмы была поначалу целесообразным решением. Хотя, конечно, вспоминаю те времена без ностальгии. Сожалею лишь о том, что благодаря цифре, количество мусорных кадров возросло на какую-то невообразимую величину. 

Итак, вначале был сканер. Каждому уважающему себя аналоговому фотографу до перехода на цифру предстояло оцифровать свой пленочный архив, а затем какое-то время, примерно до середины 2000 годов, поддерживать гибрид аналог-цифра. Вот как это происходило у меня: 

  1. Проявленная пленка с 36 негативами, делилась на шести-кадровые отрезки и укладывалась в гармошку из бескислотной папиросной бумаги, которая оборачивалась листом канцелярской бумаги А4. На получившемся конверте указывалась дата и место съемки, название события, порядковый номер конверта с индексом коробки, в котором конверт будет храниться. Коробки заказывались на картонажной фабрике. Каждая коробка обозначалась буквенным индексом и годом, например, первая коробка 1995 года подписывалась как А95, соответсвенно, следующая – Б95. В коробку умещались 100 конвертов, пронумерованных от 1 до 100, в следующей коробке нумерация продолжалась – 100–200 и т.д. Снимал я много.
     
  2. Затем на офисном планшетном сканере в пакетном автоматическом режиме создавались превью-сканы каждого негатива для цифрового архива. Пытался сейчас вспомнить, какой базой данных я пользовался для поддержки цифрового архива вначале, но не смог. Зато точно помню, что с 2005 мой архив поддерживался программой Apple Aperture, лучше для этой цели в то время. Превью автоматически именовались в соответствии с индексом конверта, например, А95-01-01, что означало первый кадр первой пленки в первой коробке 1995 года. Помимо названий файлов для целей поиска по архиву создавались индексы ключевых слов и система рейтингов. Поиск нужной съемки ускорился многократно. 
     
  3. После индексации архива лучшие кадры сканировались на профессиональном пленочном сканере Nikon 4000 с максимальным разрешением, достаточным для качественной журнальной полиграфии.

Сейчас, в двадцатом году третьего тысячелетия, когда плёнка мутировала в экзотический рудимент, а цифровые камеры поселились в каждом кармане, произвести перечисленные выше манипуляции стало делом почти невыполнимым. Судите сами. У меня сохранился пленочный сканер Nikon, однако фирма-изготовитель уже его не поддерживает, поэтому приложение для сканирования придется приобрести у третьих фирм. Они есть, слава Богу. Но. У сканера древний интерфейс FireWire, который не подходит к моему современному ноутбуку MacBook Pro, это значит нужно найти какой-то переходник.

К чему я все это рассказываю?

В выходные мне срочно потребовалось отсканировать несколько старых слайдов, чтобы в понедельник предоставить их заказчику книги. За что, кроме всего прочего, люблю Москву, за то, что в выходные работают все магазины и рынки, и Гугл быстро помог мне найти несколько магазинов, где можно купить адаптер Apple Thunderbolt на FireWire, чтобы подключить сканер к ноутбуку. Однако узнав цену, я решил отложить покупку на то время, когда понадобится сканировать сразу много кадров. Ради нескольких слайдов решил не тратиться. Что же делать? Как всегда пригодилась русская смекалка – мы же ведь блоху подковали:-)

Инструменты для изготовления приставки для пересъемки
Инструменты для изготовления приставки для пересъемки

Макетный нож, линейка, обрезки пенокартона, клей «Момент», скотч, цифровая камера с макрообъективом. В результате получился такой вот Голем для пересъемки слайдов и негативов (см. заглавное фото поста), да ещё и с более высоким разрешением, чем у сканера. У сканера конечно есть преимущество в виде пакетного сканирования отрезков пленки или даже целого неразрезанного рулона, однако есть и существенный недостаток – небольшая глубина резкости, из-за чего зерно на слегка изогнутой пленке становится нерезким в местах, не попадающих в фокус датчика сканера. Не всегда критично, но перфекционисты меня поймут. Однако когда требуется быстро переснять пару слайдов цифровая камера оказывается лучшим решением. 

Вот что я наснимал в выходные.

Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Иглу. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Иглу. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Иглу. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Щенок маламута. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Щенок маламута. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Щенок маламута. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Ледоход. Берингов пролив, Чукотка. 1992
Ледоход. Берингов пролив, Чукотка. 1992
Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Лишайник. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Лишайник. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Лишайник. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Цветок. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Цветок. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Цветок. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Цветы и камни. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Цветы и камни. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Цветы и камни. Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Бухта Провидения, Чукотка. 1992
Берингов пролив, Чукотка. 1992
Берингов пролив, Чукотка. 1992
Берингов пролив, Чукотка. 1992
Поселок Провидение, Чукотка. 1992
Поселок Провидение, Чукотка. 1992
Поселок Провидение, Чукотка. 1992

Если интересно, то подписывайтесь на мой блог. Ссылка для подписки в правом верхнем углу страницы. Создайте собственный сайт с портфолио и блогом на платформе Portfolio.Photographer.ru.

 

 

 

Рассылка
Подпишитесь на рассылку
и я буду информировать вас
о новых публикациях
Спасибо, Ваш email записан.
Вы успешно отписались от рассылки обновлений этого блога