Бумажные муляжи Деманда
Вчера побывали в Гараже на выставке Томаса Деманда. Деманд – это огромная звезда современной фотографии. Его выставка «Зеркало без памяти» – головокружительный шедевр. По крайней мере, так кажется с первого взгляда, и со второго, и с третьего:-) Первое, что будоражит – огромный размер бескомпромиссно оформленных фотографий. Трехметровые отпечатки высочайшего качества запрессованы между алюминиевым основанием и толстым акриловым стеклом (у нас это называется «пластификация»). Боюсь представить цену такого оформления.
Второе, что открывается не сразу, но открывшись, вызывает восторг – все запечатленные на фото сюжеты сделаны из бумаги специально для фотографии. Если этого не знать заранее (а я знал), то можно никогда не догадаться и наивно недоумевать от чего же Деманд столь знаменит, ведь в сущности сюжеты его произведений весьма прозаичны. Взять хотя бы сравнительно небольшую работу «Газон» – просто полутораметровый фрагмент газона в натуральную величину. Чтобы получить гиперреалистический снимок этого газона, Деманд с помощниками три месяца вырезали и клеили макет из 300 тысяч травинок. В результате получился настоящий газон, который шокирует своей правдоподобностью. Известно, что после того, как фотография сделана, Деманд уничтожает макет.
Третье открытие, которое тоже не сразу – экспозиционный гений архитектора выставки, возможно, самого Деманда. Лабиринт выставочного пространства сконструирован из штабелей бумаги формата А0. Выглядит впечатляюще!
Многие работы имеют дополнительный социально-политический контекст. Например, пункт досмотра багажа воспроизведен по снимкам с камеры наблюдения, на которых зафиксирован персонаж, позже направивший самолет в одну из башен Центра международной торговли. И конечно, узнавание этого контекста из экспликации добавляет эмоций.
На обратном пути, обсуждая выставку с возлюбленной, рассуждал – смог бы я потратить жизнь на вырезание из бумаги? Ни за что!