Великие Арканы Таро или насколько далеко продвинулся искусственный интеллект?
Практически весь 1993 год я посвятил работе над серией фотоколлажей «Великие Арканы Таро». Идею мне подарил французский букинист Серж Плантюро. Он тогда собирал коллекцию артефактов на тему «Магия и Математика» и, оказавшись у меня в гостях, заметил репринтное издание книги Папюса «Предсказательное Таро». «О! Ты интересуешься Таро?» – воскликнул Серж. «А почему бы тебе самому не изготовить колоду? Все большие художники однажды сделали это, включая Дюрера и Дали, – сказал он. – Я включу твою колоду в коллекцию, которую выставлю на международной букинистической ярмарке».
Я согласился не раздумывая, потому что сразу представил себе, какой будет серия: позади 12 лет фотографической карьеры, накопился солидный архив порядка 20 тысяч негативов. Это казалось значимым. Решил использовать в качестве модуля «контрольку» 24х36 мм. Изображение Аркана обрамят 22 «контрольки» – ровно столько в колоде старших Арканов. «Контрольки» должны стать ключом к пониманию роли Аркана и символическим итогом моего 12-летнего приключения.
В то время я был очарован «Светлой Камерой» Барта и твердо убежден, что фотография обязана быть прямым отражением реальности, а значит коллажи Таро должны состоять из некадрированных снимков, каждый из которых – документ. Увы, в нескольких Арканах этот принцип соблюсти не удалось.
В течение 9 месяцев ежедневно медитировал над кипами контрольных отпечатков, резал, наклеивал, рвал, резал, наклеивал, рвал. Три раза по международной почте отправлял Сержу эскизы и каждый раз в ответ получал горячее одобрение по телефону.
Когда все Арканы были готовы, заказал репродукции в лаборатории издательства «Наше Наследие», оснащенной ультрасовременным оборудованием для пересъемки, и напечатал 15 колод, которые пополнили богатую коллекцию Сержа, наряду со старинными измерительными приборами, шаманскими атрибутами, древними манускриптами и прочими артефактами, там даже была авторская рукопись теоремы Лобачевского.
Оригинальные коллажи остались у меня и в 1993 году были выставлены в Якут-галерее, где проданы за большие деньги французскому коллекционеру, издателю андеграундного журнала Actuel – Жану-Франсуа Бизо (Jean-François Bizot), чем я чрезвычайно гордился. Ведь Бизо один из лидеров студенческой революции 1968 – его мир: битники, уроды, панки, великое приключение из Сан-Франциско в Гоа, от Ларзака до Копенгагена. Феминизм, гомосексуализм, скваттеры, экология, ультралевые, ситуационисты, хакеры, панки: все нюансы утопии и бунта, путь Керуака, марксизм Карла и... галлюциногенные поездки. В те годы это был и мой мир.
Серж передал одну колоду в коллекцию Национальной библиотеки города Парижа, еще одну в музей игральных карт Musée Français de la Carte à Jouer, одна осталась у меня, судьба остальных мне неизвестна.
Листовые негативы репродукций куда-то пропали во время очередного переезда. Были еще 35-мм слайды, на которые я переснял колоду за час до отправки коллекционеру. В 1996 году эти слайды оцифровали для плаката-вкладыша в первый номер журнала «Камера Обскура», после чего сами слайды также куда-то исчезли. Зато мне достались сканы!
К сожалению, сканы оказались маленькими. Для показа в интернете достаточно, а для выставочной печати мелковато – 15x9 см. Я пробовал увеличивать сканы в Фотошопе, но результат не устраивал.
В какой-то момент для увеличения растровых изображений появились программы, построенные на основе фрактальной геометрии, дорогие и беспомощные.
Наконец, наступило время Нейросетей, и разработчики начали внедрять их в редакторы изображений, в том числе и для увеличения.
Решил исследовать эту тему. Забегая вперед, скажу, что мои ожидания оправдались. Нейросеть – это то, что нужно.
Вот небольшой отчет
Последняя версия Adobe Camera RAW увеличивает только в 2 раза. Но делает это весьма корректно и даже с небольшим улучшением. Но хочется большего:-) Настроек увеличения нет.
Pixelmator Pro с плагином Ml Super Resolution научился увеличивать в 3 раза. Результат неплох, но чего-то не хватает. Кратность увеличения не настраивается.
Лучшие результаты показал онлайн-сервис Let’s Enhance (это не реклама). Есть настройки кратности увеличения и выбора типа изображения – фото или рисунок. Увеличивает от 2 до 16 крат. Стоит 9$ за 20 увеличений, первые 5 увеличений до 4 крат предоставляются бесплатно.
Для справедливости отмечу, что испытал еще несколько онлайн-сервисов и специализированную программу Gigapixel AI, но они заметно уступают Let’s Enhance, хотя сравнимы с Camera RAW.
Как же мне нравится конструктор сайтов для фотографов Portfolio.Photographer.ru!